Легко в учебе с Як-130
Незадолго до распада СССР основное преимущество в летных училищах отдавалось «Альбатросу», или другими словами, L-39. На этом летательном аппарате осуществлялись основные обучения, проводилось тестирование курсантов. И все этим были довольны пока на вооружении не возникла реактивная техника нового (четвертого) поколения. Поэтому тренироваться на устаревших самолетах не было смысла, а современные (на то время) были крайне неэкономные. Ситуация требовала третьего варианта. Именно поэтому 20 апреля 1990 года сам маршал авиации СССР (Ефимов) озвучил эту задачу. Высшее военное командование решило провести конкурс альтернативных проектов и выбрать лучший.
Четыре мощные конкуренты сошлись в научной битве — ОКБ им. А.С. Яковлева, ОКБ им. А.И. Микояна, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ОКБ им. П.А. Сухого. Заинтересовались проектами и иностранные компании. Так, проект УТК-Як заинтересовал итальянскую компанию Aermacchi, а МиГ-АТ французов. Началось тесное сотрудничество местных ОКБ с иностранными коллегами.
Продолжила проведение конкурса новая комиссия ВВС уже РФ. Победу по праву получил Як-130. Правда, он так и не стал совместным российско-итальянским проектом, ведь на последних этапах коллеги разошлись в инженерных взглядах. В Италии появился М-346, а на вооружении ВВС России — Як-130.
Стоит отдать должное главному конструктору этого летательного аппарата Нарышкину Виталию Юрьевичу. Его команда профессионалов смогла выполнить поставленную задачу — самолет стал прекрасным тренажером для всех курсантов-летчиков. Як-130 позволяет научиться:
- осуществлять взлет и посадку борта;
- навигации;
- пилотированию;
- выполнять боевые действия при визуальной видимости и днем;
- выполнять сложные маневренные действия;
- выполнять наступательные, а также оборонительные действия.
Курсанты смогут отработать основные боевые маневры и научиться осуществлять адекватные действия в условиях, когда происходит отказ АТ.
Як-130 позволяет изменять характеристики управляемости и устойчивости, а затем возможна имитация различных самолетов четвертого и пятого поколений, в частности F-22, F-15, МиГ-29, Eurofighter Typhoon, Су-30 и других.
Другой его особенностью является наличие комплексной системы управления. Она выполняет функцию системы безопасности и автоматического управления.
Як-130 имеет огромные перспективы, ведь потребность в таких самолетах на мировом рынке оценивается в 2500 единиц. Они смогут полностью заменить уже старые чешские тренажеры Л-39. Основное производство аппаратов происходит в Иркутске и Нижнем Новгороде.
0 комментариев